История Тур де Франс.

Тур де Франс – самая престижная велогонка в мире, история которой насчитывает уже более 100 лет.

Обычно многодневная гонка состоит из 21 этапа, каждый из которых длится 1 день. Общая протяженность трассы, по которой проходит гонка, составляет 3000-4000 километров. Но, был в истории гонки и более длинный маршрут – 5745 километров. Самая длинная гонка Тур де Франс прошла в 1926 году.

Анри Легранж – основатель гонки

Первая гонка Тур де Франс состоялась в 1903 году. Точкой отсчета стало кафе «Au reveil», находящееся в предместье Парижа. Маршрут велогонки проходил вдоль границ всей Франции и заканчивался в другом предместье Парижа – Виль-д’Эвре. В обще сложности, дорога занимала 2428 километров, которые были поделены на 6 этапов приблизительно по 400 километров каждый. По задумке, участники, стартовавшие ночью, должны были финишировать с рассветом. На один этап гонки затрачивалось 17 часов, а между этапами было разрешено устраивать отдых в 2-3 дня.

В первую очередь гонка Тур де Франс была придумана как рекламная компания для газеты «L’auto» ее редактором Анри Дегранжем. Но тот момент, другая велогонка с маршрутом Париж-Брест-Париж уже стала популярной. Организатором гонки была газета – конкурент «le Petit Journal».

Надо отметить, что проведение первой же гонки Тур-де-Франс принесло газете невероятную популярность. Размер ее тиража увеличился с 25 до 65 тысяч экземпляров. Причем, каждый год эта цифра все более увеличивалась. Спустя 30 лет, в 1933 году, во время проведения гонки было продано рекордное количество – 850.000 газет.

Горный этап гонки

Гонка проводилась ежегодно в течение трех недель. Единственными годами, когда гонка так и не была организована, были годы Первой и Второй мировой войны. Так как гонка была задумана как испытание человеческих возможностей, то маршрут гонки пролегал не только по хорошо асфальтированным шоссейным трассам, но и взбирался высоко в горы Пиреней и Анд. Первые участники такого горного этапа практически в полном составе не смогли проехать маршрут. Лишь один велогонщик смог подняться в горы. Для того чтобы взобраться, а затем спуститься по гористой местности, спортсменам приходилось снимать и разворачивать заднее колесо.

Первые велосипеды весили не менее 18 килограмм и были изготовлены из стальной рамы и колес с деревянными ободами. Дюралюминий был ненадежен в условиях гонки. Также до 1937 года на велосипедах было запрещено использовать переключатели скоростей, так как организаторы считали их «убийцами соревновательного духа».

Велосипеды первых участников были увешаны запасными шинами, а также другой необходимой амуницией. Сейчас у участников появилось автосопровождение, которое везет за спортсменом все необходимое. Питались спортсмены во время гонки самостоятельно в придорожных кафе, которые были по пути маршрута следования.

Частенько, для пополнения сил и снятия усталости, участники выпивали. Как вспоминал первый победитель гонки – Морис Гарен, на этапе, когда ему было необходимо проехать 700 километров по полю по холоду, он много ел и пил. Всего за время этого этапа Морис выпил много кружек горячего красного вина, 19 литров шоколада, 7 литров чая, коктейль из шампанского и кофе, 5 литров напитка, приготовленного из тапиоки. Все это Гарен закусил 8 вареными яйцами, 45 котлетами и 2 килограммами риса с устрицами. Возможно, это помогло ему победить интернациональный состав первой гонки Тур де Франс, среди участников которой были 50 французов, 4 представителя Бельгии, 4 велогонщика из Швейцарии и 2 немца.

По началу, велогонка не считалась престижной, напротив, многие стеснялись раскрывать свои настоящие имена, скрываясь за псевдонимами. Участие в гонке – считалось делом несерьезным. Да и выигрыш не был столь внушительным, как его современный аналог. Само участие было для велогонщиков платным. С них взималось по 10 франков. Выигрыш составлял 3000 франков. Для того времени, эта сумма равнялась 6 среднегодовым окладам французского рабочего.

Первый победитель гонки Тур де Франс

К слову, первый победитель Гарен, получил за победу на всех этапах гонки, а также в ее генеральной классификации более 6000 франков. Для того времени, это была огромная сумма, на которую он смог приобрести автосервис, в котором работал после завершения своих выступлений в велогонке.

Сейчас призовой фонд гонки составляет 450.000 евро. Каждый победитель в конкретной номинации, носит майку определенного цвета или дизайна и получает свою сумму призовых.

По сумме, набранных на финишных и промежуточных этапах, очков определяется самый быстрый спринтер. Лидер этой квалификации носит майку зеленого цвета. Обладатели таких маек получают денежный приз в размере 25.000 евро.

Такой же размер призовых получает и победитель в горной квалификации, который является лидером по очкам, набранным на горных финишах. Этот гонщик носит белую в красный горох майку.

майка самого быстрого спринтера гонки

Самый лучший молодой спортсмен гонки, облачается в белую майку и получает приз в размере 20.000 евро.

Самого агрессивного гонщика Тур де Франс можно заметить по белой с красным номером майке. Звание присваивается самому храброму гонщику с атакующим стилем езды. Победитель этой номинации получает приз в 20.000 евро.

Победитель командной классификации определяется путем складывания очков трех лучших времен участников команды. Победителя командной классификации можно заметить по белой майке с желтым номером.

С 1971 по 1989 годы в рамках Тур де Франс определялся победитель промежуточных спринтов. Такой победитель носил майку красного цвета.

Также в период с 1968 по 1989 годы существовала комбинированная классификация. Она складывалась из суммы мест, которые участники заняли в генеральной, горной и спринтерской классификации.

В самом начале проведения гонки Тур де Франс, участие не всегда было честным. Во –первых, болельщики соперника могли попросту избить конкурента, насыпать битого стекла на трассу.

Известен случай дисквалификации участников за то, что они воспользовались для преодоления части маршрута автомобилями и поездами. В 1904 году таких участников было дисквалифицировано 13.

До 1965 года понятия допинга не существовало, поэтому велогонщики почти в открытую его использовали. Для кого-то это было просто красное вино, вдыхание эфира, чтобы снять усталость мышц ног. А для кого-то целый набор допинг средств. Так, в 1924 году победитель гонки Анри Пелисье откровенно рассказал, что принимал кокаин, стрихнин и хлороформ. Из-за возникающего возбуждения нервной системы после гонки спортсмены часто не могли уснуть по ночам.

Хотя сейчас существует жестки допинг-контроль за участниками велогонки, все равно регулярно среди победителей Тур де Франс обнаруживают спортсменов, которые принимал допинг. В таком случае, велогонщика пожизненно отстраняют от участия в гонке и лишают всех полученных титулов.

Нынешним победителей многодневной гонки Тур де Франс стал Калеб Юэн. Австралийский гонщик закончил гонку на 128 километров за 3 часа 4 минуты и 8 секунд.

Победитель Тур де Франс 2019 года – Калеб Юэн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *